Чтобы понять глубже принцип привожу статью Валяев А.Л. Доклад на конференции в Минске по авестийской астрологии. (занял Первое место!)
25 апреля 2010
«Каждому доводилось слышать о китайской «Книге перемен» и почти все хотя бы раз пробовали прочесть свое будущее в раскладе гексаграмм И-цзин. Но мало кто пытался разобраться в сути того, что сказано в туманных образах китайской книги предсказаний. Тот факт, что в «Книге перемен» идет речь о 64 простейших иероглифах, наводит на мысль, что составители данной гадательной модели руководствовались строгой логикой (ведь 64 это 2х2х2х2х2х2), чего не скажешь о множестве интерпретаторов И-цзин, написавших в разные века ряд запутанных философских трактатов, посвященных осмыслению последовательности гексаграмм. Изначально стройная гадательная модель со временем превратилась в сложную систему отвлеченно-абстрактных наставлений. Мы считаем, что есть возможность понять суть древнего китайского трактата, взглянув на последовательность гексаграмм с другой точки зрения.
64 гексаграммы вполне можно соотнести с 64 предками в 7-ом поколении, 64 триплетами в молекуле ДНК, 64 байтами простейшей 6-разрядной операционной системы, 64 клетками на шахматном поле. Понятно, что Конфуций, коему вероятно принадлежит авторство «Книги перемен», не знал ни о генетике, ни о компьютерах, и даже не играл в шахматы. Но, тем не менее, китайский мудрец много путешествовал и многому учился, и вероятно, был знаком с персидской «Книгой предков», в которой шла речь о семи поколениях, так или иначе влияющих на судьбы потомков. Древние персы особенно выделяли 64 предка 7-го поколения, соотнося их с высшей сферой Сатурна – последней видимой невооруженным глазом планеты. Семь поколений – это максимальное число представителей одного рода, которое может встретиться при жизни главы семьи - патриарха. Всего же предков в целостном древе рода -126 человек (включая 7-е поколение).
Шестьдесят четыре гексаграммы в «Книге перемен» удивительным образом соотносятся не просто с количеством предков человека в седьмом поколении, но и с логической последовательностью их расположения на круговом генеалогическом древе. Последовательность эта отличается четкостью и логикой, но внутренняя логика Круга Перемен понятна лишь тому, кому известен принцип формирования разветвленного фравахара (родового древа).»
Для того, чтобы изобразить генеалогическое древо человека в семи поколениях (а это 126 предков), необходимо прибегнуть к круговой модели, воспроизводящей кольцеобразную структуру древесины. На этой схеме, как на спиле дерева каждое кольцо – отдельный временной отрезок. У обычного дерева одно кольцо – это год, в генеалогическом древе – это жизнь одного поколения. В центре ствола – сам человек - молодая растущая сердцевина родового древа, по которой жизненные силы фравахара поднимаются от корней к кроне, следующее кольцо – родители, на периферии – давно почившие предки седьмого поколения – самый ранний круг жизни родового древа. Чтобы понять логику кольцевого древа рода, в котором можно поместить всех предков на свои места со строгим соблюдением генеалогической иерархии, важно запомнить главный принцип: подобно тому, как в центре древесного ствола ежегодно прорастает молодой слой, образуя центральное кольцо, в центре круговой модели фравахара помещается самый молодой представитель рода, а на окружности – далекие предки 7-го поколения, образующие защитную кору родового древа.
Каждая из шести черт гексаграммы – одно из шести поколений, представленное мужчиной либо женщиной, причем нижняя – самая ранняя (древняя), с нее и начинается истолкование гексаграммы, в которой каждая последующая черта – последующее поколение. Сам человек воплощает собой первое поколение. По отношению к нему пара его родителей, представляющая дуальный принцип «Инь-Ян» - второе поколение, они то и оказываются на месте верхней черты гексаграммы (ближайший к нам этаж родового древа). Дальше – больше, с погружением во время число предков постоянно удваивается, а идеограмма рода постоянно изменяется, прирастая сплошными и разорванными чертами. Количество поколений (этажей фравахара) в этой схеме может быть сколь угодно большим, при этом своей простоты, подобно молекуле ДНК, данная конструкция не меняет. Как в «винтовой лестнице» молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) чередуются «ступени» - пары аминокислот (Аденин- Тимин, Гуанин-Цитозин), так и в лестнице родовой идеограммы чередуются черты, воплощающие противоположные принципы «Инь» и «Ян». При этом как в одном случае, так и во втором образуется все многообразие жизни. Гексаграмма – лишь модель шести поколений. Число этажей (сплошных либо разорванных линий) может быть различным, при этом и кодируемая ими информация будет различной. На шести этажах гексаграммы китайские мыслители остановились как на достаточном количестве информационных блоков, ведь при этом число различных сочетаний линий в гексаграммах увеличивается до шестидесяти четырех. Это число мыслители Китая называли «Кругом перемен», мы же называем кругом предков седьмого поколения. Известно, что гексаграммам предшествовали триграммы (восемь «трехэтажных» идеограмм), а им – четыре простейших двухлинейных иероглифа. В основе всего же лежат две черты (сплошная и разорванная), воплощающие противоположные начала, синтез коих порождает все многообразие природы. Если смотреть на линии в гексаграммах Книги Перемен как на мужчин и женщин в родовом древе – тогда все становится просто и понятно, а гадательный процесс из простого выбрасывания жребия превращается в сакрализованный акт обращения за помощью и советом к предкам.
Кольцеобразная схема фравахара позволяет разместить на листе бумаги все родовое древо и провести логические связи между поколениями без риска перепутать предков, число которых в каждом круге времени удваивается. В такой генеалогической схеме каждый предок занимает строго ему отведенное место в круге жизни, при этом выясняется, что последовательность гексаграмм в китайской книге перемен точно соответствует положению каждого предка в матрице родового древа здорового в генетическом отношении человека (в роду которого не было кровнородственных браков). В случае рождения ребенка от инцестуальной связи фравахар (родовое древо) заметно теряет свои ветви, что хорошо видно на приведенных графических моделях. Ребенок, рожденный от родных брата и сестры теряет половину геноскопа, от двоюродных – четверть, от троюродных – восьмую часть и так далее. Наличие пробелов во фравахаре гарантирует появление «пробелов» в генетическом коде, что приводит к снижению защитных сил организма и созданию тлетворной среды, в коей расцветают наследственные и приобретенные заболевания (ведь свято место пусто не бывает). Полноценное здоровье человеку может обеспечить лишь целостный фравахар, в котором каждый предок занимает свое, лишь ему отведенное место.
Китайскую «Книгу перемен» можно понять, читая ее лишь как Книгу Предков, в противном случае ее остается принимать как данность и довольствоваться комментариями типа: «Хулы не будет. Благоприятен брод через великую реку». В своих комментариях к Книге Перемен (а их известно немало) китайские мудрецы жонглируют одними и теми же понятиями подобно тому, как непринужденно меняются местами сплошные и разорванные черты в гексаграммах. Создается впечатление, что комментаторы сами не очень хорошо представляют о чем идет речь и чем принципиально отличаются 16-я гексаграмма от 33-й или, скажем, 42-я от 18-ой. Желающих в этом убедиться отправляем к источнику «Чжоу И чжэчжун» - фундаментальному компендиуму китайской философской мысли. Практически в каждом веке появлялся новый комментатор Книги Перемен, а его утверждения наслаивались на уже и без того немалый информационный пласт многочисленных комментариев к этому удивительно лаконичному и красивому философскому труду.
Мы утверждаем: для того, чтобы понять И-цзин не просто как набор гадательных формулировок, а как совершенную модель круга жизни, необходимо, отбросив предрассудки, вернуться к истоку – к самой Книге Перемен и составляющим ее гексаграммам, попытавшись взглянуть на них под иным углом зрения. Само слово гексаграмма означает иероглиф, состоящий из шести простейших символов-идеограмм – сплошных либо раздвоенных черт. Сплошные и разорванные черты двоичного кода гексаграмм – это не просто графическое изображение двух космических принципов Ян и Инь, но еще и простейшее, возможно, восходящее к каменному веку, обозначение принципов мужского и женского начал методом черт и резов. Сплошная линия, воплощающая идею жесткости и прямоты, несомненно, самое простое, а значит и самое древнее изображение фаллического мужского начала. Две малых черты с пустым промежутком между ними – простейшая идеограмма принимающего женского начала. Казалось бы, в этом нет ничего нового и удивительного. Так и есть. Но если посмотреть на каждую из гексаграмм не как на абстрактную последовательность «янских» и «иньских» черт, а как на абсолютно реальную последовательность мужчин и женщин, тут то и приходит мысль о поколениях, закодированных в этом простейшем иероглифе.